Ø Найти общие интересы туристов и местного населения.
Ø Распределять полученную выгоду среди всех членов общества, и в первую очередь среди наиболее бедных и неблагополучных категорий населения
О П Ы Т
Роль туризма в решении некоторых актуальных проблем
развития регионов в современных условиях
(по Э.Л. Вдовиной, А.В. Моськину, Е.А. Сыромясской)
Необходимость полноценной интеграции России в мировой туристский рынок, а также развитие внутреннего туризма сегодня ни у кого не вызывает сомнений. По некоторым оценкам, современный потенциал туристского рынка страны оценивается в 15-17 млн. человек. Однако использование этого потенциала находится на чрезвычайно низком уровне. Особенно тяжелое положение складывается именно с внутренним туризмом, что объясняется, прежде всего, экономическими причинами. Дороговизна транспортных услуг, уменьшение продолжительности отдыха из-за недостатка средств или невозможности на длительный период оторваться от высокооплачиваемой работы, закрытие или переориентация на обслуживание зажиточной части населения многих туристских комплексов, безусловно, влияют на снижение туристской активности россиян. В нынешних условиях, по оценкам социологов, не более 8% работающего населения может претендовать на товары и услуги высокого качества, в том числе и туризм. Для 30% населения России отдых доступен только дома, у родственников или знакомых в деревне.
Однако объяснять спад на рынке туристских услуг только общим тяжелым положением в экономике страны нам кажется неправильным. Основные причины связаны с отсутствием единой политики, направленной на улучшение ситуации в области отдыха населения как на государственном, так и на региональном уровне. Отрадно сознавать, что все большее число жителей России могут посетить традиционные туристские регионы за рубежом, что география мест отдыха, которые могут быть предложены для наших туристов за границей, постоянно расширяется. В то же время, нельзя не отметить тот факт, что лишь небольшой процент туристских компаний основной целью своей деятельности выбрали именно развитие внутреннего туризма, а так же привлечение иностранных туристов не только в главные туристские центры страны – Москву, Санкт-Петербург и города Золотого Кольца, но и в практически неосвоенные туристами районы страны.
Экономические выгоды от развития туризма на уровне регионов давно уже показаны примерами многих государств, не только развитых западных стран, но и тех, экономическая ситуация в которых близка к современным российским реалиям. Требующая, без всякого сомнения значительных капиталовложений на первых этапах, туристская инфраструктура способна в довольно короткие сроки приносить доходы в региональные бюджеты. Кроме этого, на определенном этапе в сферу обслуживания туристов включаются все новые отрасли хозяйства – обеспечение отдыхающих продуктами питания, транспортными услугами, сувенирной продукцией.
Туризм помимо этого оказывает значительное влияние на занятость населения. По оценкам специалистов, в мире так или иначе с туристской деятельностью связано каждое 16-е рабочее место. Изменение структуры занятости населения России в связи с переходом на рыночные отношения привело к переориентации ее из сферы производства на сферу услуг. В такой ситуации развитие туризма способно положительно влиять на разрешение тяжелых проблем на рынке трудовых ресурсов, создав новые рабочие места, а также косвенно влияя на подъем в смежных отраслях производства. Особенно актуально это для небольших городов и других населенных пунктов, где в результате закрытия главных предприятий сложилась неблагоприятная ситуация с занятостью населения. Используя свои достопримечательности, воссоздавая уникальные ремесла, оживляя забытые традиции, такие места могут стать важными туристскими центрами.
Немаловажным ресурсом развития туризма в регионах могут стать природные достопримечательности и, прежде всего, экологическая безопасность как таковая. Экологический туризм становится все более популярным видом туристского отдыха в мире. Термин “экологический туризм” появился в научном лексиконе сравнительно недавно. Несмотря на это, что многие авторы в своих работах пользуются этим термином, при характеристике экологического туризма в него вкладывается разный смысл. Конференция по развитию туризма в Канаде (1991) охарактеризовала экологический туризм как альтернативу традиционному эксплуатационному туризму, связанному в основном потреблением туристами товаров и услуг. Предъявляя меньшие требования к комфортности проживания, являясь пионерами в освоении районов для туризма, экологические туристы становятся первопроходцами, дающими толчок к развитию других видов туризма. Именно экологический туризм, в том числе и иностранный, становится актуальным для тех регионов, которые не обладают развитой туристской инфраструктурой, но имеют такие преимущества перед другими, как нетронутая природа, уникальные природные объекты, экзотичность природной среды.
Это интересно:
Экономическая география южного федерального округа
Южный федеральный округ России состоит из тринадцати субъектов Российской Федерации, представленных тремя областями (Астраханской, Волгоградской, Ростовской), двумя краями (Краснодарским, Ставропольским) и восемью республиками (Адыгейской, Дагестанской, Ингушской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, ...
Ресурсный потенциал и промышленное производство региона
Основной природный ресурс Кемеровской области, вокруг которого выстроена вся экономика региона, – уголь Кузбасса. В регионе слабо развиты сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность. На территории Кемеровской области действует режим свободной экономической зоны.
Основные отрасли промышлен ...
Внутренние различия и города Северного экономического района
Архангельская область.
Архангельская область - наиболее экономически развитая и наиболее перспективная часть Северного района. Основными отраслями рыночной специализации являются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, рыбная промышленность и машиностроение, особенно судостроение. В бл ...