Инвайронмент обеспечивает удовлетворение потребностей и ожиданий туристов. Особенности окружающей среды, хотя и не полностью определяют модели поведения туристов, очевидно, влияют на выбор места и средств размещения, а также на продолжительность пребывания. Кроме того, привлекательность исторических, археологических мест и культурных памятников значительно возрастает, если дополняется природной уникальностью.
Г. Будовски предположил, что между производителями туристских услуг и защитниками окружающей среды возможны три типа взаимоотношений:
1. Относительная независимость
. Сторонники разных лагерей уважают противоположную позицию, сохраняя изоляцию и стремясь к минимальному числу контактов. Такая ситуация становится невозможной для современности, когда развивается массовый туризм;
2. Симбиоз(взаимная поддержка и взаимовыгодное сотрудничество). Разумное и контролируемое использование природных ресурсов, сохранение и поддержание природных зон, археологических зон и исторических памятников – способ улучшения качества инвайронмента. Сохранение в контексте развития туризма выражается в следующих формах:
ü туризм стимулирует восстановление существующих исторических мест, зданий и памятников;
ü туризм способствует трансформированию старых зданий и пространств в принципиально новые туристские возможности;
ü туризм активизирует сохранение природных ресурсов;
ü туризм повышает ответственность за управление и административный контроль, что, в свою очередь, улучшает качество инвайронмента и позволяет в большей степени удовлетворять потребности клиентов;
3. Конфликт
. Примеры разрушающей активности туристов: сбор гербариев, собирание цветов, листьев, частей растений, неосторожное обращение с огнем, новогодняя вырубка елей и сосен, замусоривание лесов, прокладывание пешеходных и велосипедных дорожек сквозь лесной массив, организация кемпингов.
При исследовании социальных и культурных воздействий туризма оказываются задействованы три категории:
ü турист (тот, кто приезжает) – исследования спроса на туристские услуги, мотивации, установок и ожиданий туристов;
ü хозяин, или местное население (тот, кто принимает) – исследования предложений рынка туристских услуг, использования трудовых ресурсов, местной туристской индустрии, особенностей местного населения;
ü туристы и хозяева в их взаимодействии – исследования сущности, особенностей и последствий контактов туристов и хозяев.
Исследование социальных и культурных воздействий туризма предполагает изучение способов влияния туризма на ценностную систему, индивидуальное поведение, семейные отношения, общий стиль жизни, уровень безопасности, моральный закон, творчество, традиционные обряды и общинный уклад.
Как показывает анализ А. Мэтиесона и Г. Уолла, результаты туристской деятельности сначала интерпретировались в терминах экономического подхода и исчислялись приносимыми туризмом финансовыми прибылями и изменениями занятости местного населения. В последние годы фокус внимания смещается на социокультурные эффекты, причем часто они описываются в негативном свете, например, с точки зрения провоцирования расовых, политических и религиозных конфликтов. Другие направления анализа связаны с локальными воздействиями туризма. Часто встречаются работы, связанные с отдельными типами воздействий.
Одна из первых моделей изучения социальных воздействий была предложена Г. Докси в так называемом индексе раздражения (таблица).
Другой подход предложен Е. Бьорклундом и А. Филбриком. В ответ на туристскую активность поведенческие реакции отдельных лиц или социальных групп могут быть позитивными или негативными, а также активными или пассивными. Большинство населения, по мысли авторов, попадает в пассивные группы.
Индекс раздражения
Уровень эйфории |
Развитие туризма вызывает энтузиазм и волнение у местных жителей. Они приглашают туристов и испытывают общее чувство удовлетворения. Хорошие возможности для местного развития и усиления денежных потоков. |
Уровень апатии |
С ростом туристской индустрии люди стремятся к использованию туристов для личной выгоды. Личные контакты становятся более формальными. |
Уровень раздражения |
Начинается, когда индустрия достигает предельных показателей, необходимо создание дополнительных возможностей. |
Уровень антагонизма |
Раздражение растет. Люди смотрят на туристов как на носителей всего плохого, предвестников беды: налоги растут из-за туристов, они не уважают собственность, они портят молодежь, они разрушают все хорошее, что есть в городе. Туристы исключаются из системы вежливого обхождения. |
Финальный уровень |
Жители примиряются с возможностью и необходимостью изменений, вызываемых туристской активностью. Они понимают, что экосистемы уже никогда не будут прежними и что нужно учиться жить в новых условиях. Если местные ресурсы достаточны, чтобы справиться с потоками массового туризма, край начинает процветать. |
Это интересно:
Сыктывкарский лесопромышленный комплекс
И вот в план развития народного хозяйства в Коми АССР на 1959-1965 гг. было включено строительство крупнейшего в стране Сыктывкарского лесопромышленного комплекса (ЛПК). Мощность его первой очереди была рассчитана на 134 тыс. т. товарной целлюлозы, 100 тыс. т. типографской бумаги, 145 тыс. т. пище ...
Лесной комплекс России в новых условиях
Для выработки нетрадиционных направлений по выводу лесного комплекса из кризисной ситуации, кроме переработки отраслевых Генеральных схем развития лесной промышленности и лесного хозяйства, был подписан контракт между научно-исследовательским центром "Зарубежсхема" и финским А/О "Яа ...
Поиски северо-западного и северо-восточного проходов на Восток английскими
путешественниками – предшественниками Мартина Фробишера (Джоном и Себастьяном
Каботом, Хью Уиллоуби, Ричардом Ченслором, Ст
Англия в первой половине XVI в. была слаба, чтобы пытаться оспаривать португальское и испанское господство в южных и западных морях, но для англичан оставались открытыми северные моря. И они начали искать Северо-Восточный проход, т. е. морской путь из Западной Европы в Восточную Азию в обход Север ...