Средством передвижения служили ездовые и грузовые нарты, которые изготовлялись из древесины березы и кожаных ремней. Все крепления нарты были мягкими: отдельные ее части соединялись при помощи ремней, пропускаемых через просверленные отверстия, или же просто накладывались одна на другую и скреплялись ремешками.[1]
Старинные ительменские нарты богато орнаментировались.
В летнее время вся жизнь ительменов проходила у воды и на воде. Рыболовный сезон начинался сразу после ледохода и заканчивался с первой пургой. Ительмены изготовляли долбленые колодообразные лодки-баты из тополя или ветлы. При полной выборке материала начиналась разводка бортов, для чего в бат наливали воду и нагревали ее раскаленными камнями.[1]
Одежда ительменов шилась из шкур оленей, собак, морских животных, пушных зверей и птиц. Вся обработка материала, раскрой и пошив одежды и обуви производились женщинами. По своему типу одежда ительменов, коряков, чукчей имела довольно много сходных черт и подразделялась на верхнюю плечевую одежду (кухлянка, камлейка) и нижнюю (меховые штаны), которую шили из оленьей зимней шкуры, к нижней части голенища пришивали сложенную вдвое кайму из ровдуги (замши) или ткани, куда вдевали шнурки и затягивали ими голенища поверх торбасов. Иногда такие штаны шили двойными (как и верхнюю плечевую одежду): нижние — мехом внутрь, верхние — мехом наружу. Нижней плечевой одеждой служили ровдужные и тканевые рубашки.[1]
С XIX века до середины XX века мужским головным убором служил капор, называемый русскими малахаем, по материалу и покрою аналогичный корякским и чукотским головным уборам.[1]
Сейчас традиционная меховая одежда ительменов ими не изготовляется, а приобретается у коряков.[1]
Дополнительной частью одежды являлись меховые рукавицы и перчатки-голицы. До недавнего времени ительмены носили повседневную весенне-осенне-зимнюю обувь. Это торбаса, голенища которых были меховыми, из камусовых или тюленьих шкур, а головки — из кожи.[1]
Специальным нижним женским одеянием был комбинезон, бытовавший в XVIII веке. В XIX веке — начале XX века зимой для работ и занятий вне дома женщины надевали меховые штаны, сшитые из летних оленьих шкур по покрою мужских.[1]
Ходили женщины без головных уборов, зимой набрасывая капюшон верхней одежды.[1]
В хозяйстве ительмены пользовались деревянной, берестяной посудой и утварью из травы. В деревянных корытах пищу варили с помощью раскаленных камней. Отваренное мясо или рыбу клали на большие деревянные блюда-доски с чуть-чуть приподнятыми краями и ели руками, запивая из небольшой деревянной чашки какой-либо приправой[1].
Пользовались ительмены и плетенными из осоки изделиями: корзинами, коробами, которые носили за спиной при помощи кожаного или матерчатого ремня. Женщины укрепляли ремень на лбу, мужчины — на груди. В этих корзинах переносили ягоды, клубни растений, кедровые шишки, груз во время перехода на рыбалки или полевые станы. Подобного типа утварь использовалась практически всеми народностями, проживающими на территории Камчатского полуострова.[1]
Если говорить о чукчах, то это все-таки коренное население Чукотки, хотя в наше время небольшое их количество проживает на севере Корякского автономного округа.[1]
Самоназвание тундровых чукчей-оленеводов — чавчу ("оленный"), береговых — ан'калын ("помор"). Общее самоназвание лоураветлан ("настоящий человек") как наименование всего народа не прижилось.[1]
В контакты с русскими вступили в середине XVII века (на реке Алазея), но до XIX века сохраняли фактически независимость от царской администрации. Объяснялось это тем, что у чукчей, по существу, не было предметов, годных для ясака (например, коряки и ительмены ясак платили шкурами пушных зверей, моржовыми клыками, китовым усом и др.).
По типу хозяйствования чукчи делились на две относительно большие группы - кочевых оленеводов и оседлых охотников на морского зверя, что сближало их с северными группами коряков. Между этими группами существовал натуральный обмен продуктами.[1]
В течение XVIII века шло быстрое нарастание у чукчей численности домашних оленей и развитие пастушеского оленеводства.
Стада оленей умножались не только за счет естественного прироста, но и за счет захвата оленей у коряков и юкагиров. Одновременно с увеличением стад домашних оленей у чукчей шло резкое сокращение охоты на диких оленей. К середине XIX века большая часть чукчей была занята выпасом и разведением домашних оленей.[1]
Это интересно:
Основные понятия о туристском регионе. Региональный
туризм
(по В.А. Квартальнову, И.В. Зорину)
Объект туризма включает в себя три основные составляющие – туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие. Турист пользуется комплексом услуг, которые предоставляются ему в определенном месте (или регионе), где происходит туристское ...
Сельское хозяйство
Выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2006 г. в действующих ценах по предварительным данным составил 30 млрд. рублей или 104,7 процента в сопоставимой оценке к уровню 2005 года. Объем продукции в сельскохозяйственных организациях в 2006 году в действующих ценах состави ...
Геологическое строение и особенные черты рельефа Малайского архипелага
По природным условиям Малайский архипелаг — один из наиболее сложных и ярких регионов Земли. Сочетание молодых структур с погруженными и приподнятыми участками древней суши, крайняя раздробленность рельефа, интенсивнейшая современная вулканическая и сейсмическая деятельность.
Тектоническая, геоло ...