Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территори

Мировая география » Характеристика Камчатки как туристско-рекреационного района » Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территори

Страница 3

Средством передвижения служили ездовые и грузовые нарты, которые изготовлялись из древесины березы и кожаных ремней. Все крепления нарты были мягкими: отдельные ее части соединялись при помощи ремней, пропускаемых через просверленные отверстия, или же просто накладывались одна на другую и скреплялись ремешками.[1]

Старинные ительменские нарты богато орнаментировались.

В летнее время вся жизнь ительменов проходила у воды и на воде. Рыболовный сезон начинался сразу после ледохода и заканчивался с первой пургой. Ительмены изготовляли долбленые колодообразные лодки-баты из тополя или ветлы. При полной выборке материала начиналась разводка бортов, для чего в бат наливали воду и нагревали ее раскаленными камнями.[1]

Одежда ительменов шилась из шкур оленей, собак, морских животных, пушных зверей и птиц. Вся обработка материала, раскрой и пошив одежды и обуви производились женщинами. По своему типу одежда ительменов, коряков, чукчей имела довольно много сходных черт и подразделялась на верхнюю плечевую одежду (кухлянка, камлейка) и нижнюю (меховые штаны), которую шили из оленьей зимней шкуры, к нижней части голенища пришивали сложенную вдвое кайму из ровдуги (замши) или ткани, куда вдевали шнурки и затягивали ими голенища поверх торбасов. Иногда такие штаны шили двойными (как и верхнюю плечевую одежду): нижние — мехом внутрь, верхние — мехом наружу. Нижней плечевой одеждой служили ровдужные и тканевые рубашки.[1]

С XIX века до середины XX века мужским головным убором служил капор, называемый русскими малахаем, по материалу и покрою аналогичный корякским и чукотским головным уборам.[1]

Сейчас традиционная меховая одежда ительменов ими не изготовляется, а приобретается у коряков.[1]

Дополнительной частью одежды являлись меховые рукавицы и перчатки-голицы. До недавнего времени ительмены носили повседневную весенне-осенне-зимнюю обувь. Это торбаса, голенища которых были меховыми, из камусовых или тюленьих шкур, а головки — из кожи.[1]

Специальным нижним женским одеянием был комбинезон, бытовавший в XVIII веке. В XIX веке — начале XX века зимой для работ и занятий вне дома женщины надевали меховые штаны, сшитые из летних оленьих шкур по покрою мужских.[1]

Ходили женщины без головных уборов, зимой набрасывая капюшон верхней одежды.[1]

В хозяйстве ительмены пользовались деревянной, берестяной посудой и утварью из травы. В деревянных корытах пищу варили с помощью раскаленных камней. Отваренное мясо или рыбу клали на большие деревянные блюда-доски с чуть-чуть приподнятыми краями и ели руками, запивая из небольшой деревянной чашки какой-либо приправой[1].

Пользовались ительмены и плетенными из осоки изделиями: корзинами, коробами, которые носили за спиной при помощи кожаного или матерчатого ремня. Женщины укрепляли ремень на лбу, мужчины — на груди. В этих корзинах переносили ягоды, клубни растений, кедровые шишки, груз во время перехода на рыбалки или полевые станы. Подобного типа утварь использовалась практически всеми народностями, проживающими на территории Камчатского полуострова.[1]

Если говорить о чукчах, то это все-таки коренное население Чукотки, хотя в наше время небольшое их количество проживает на севере Корякского автономного округа.[1]

Самоназвание тундровых чукчей-оленеводов — чавчу ("оленный"), береговых — ан'калын ("помор"). Общее самоназвание лоураветлан ("настоящий человек") как наименование всего народа не прижилось.[1]

В контакты с русскими вступили в середине XVII века (на реке Алазея), но до XIX века сохраняли фактически независимость от царской администрации. Объяснялось это тем, что у чукчей, по существу, не было предметов, годных для ясака (например, коряки и ительмены ясак платили шкурами пушных зверей, моржовыми клыками, китовым усом и др.).

По типу хозяйствования чукчи делились на две относительно большие группы - кочевых оленеводов и оседлых охотников на морского зверя, что сближало их с северными группами коряков. Между этими группами существовал натуральный обмен продуктами.[1]

В течение XVIII века шло быстрое нарастание у чукчей численности домашних оленей и развитие пастушеского оленеводства.

Стада оленей умножались не только за счет естественного прироста, но и за счет захвата оленей у коряков и юкагиров. Одновременно с увеличением стад домашних оленей у чукчей шло резкое сокращение охоты на диких оленей. К середине XIX века большая часть чукчей была занята выпасом и разведением домашних оленей.[1]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Это интересно:

Финансовый потенциал
Совокупный финансовый потенциал области формируют бюджетная система области, региональные внебюджетные фонды, банковско-кредитная, страховая системы и другие финансовые структуры, расположенные на территории области. Уровень налоговых изъятий в области составляет от 25% до 28% валового региональн ...

Экономико-географическое положение
Финляндия расположена на севере Европы, значительная часть её территории находится за Северным полярным кругом. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному, а на севере континентальный. Несмотря на северное положение, Финляндия испытывает отепляющее воздействие Атлантики. В течени ...

Полезная информация для туристов
Жители страны дружеские, легко учатся, отличаются отрицанием авторитетов, любовью к острому слову. Костяк населения составили эмигранты из Англии и Ирландии. С одной стороны, в стране сохраняется влияние английской культуры, проявляющейся иногда в сдержанности, пуританстве, с другой стороны, мног ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru