Интересно отметить, что на протяжении XVIII века самодержавие неоднократно запрещало продажу железа и железных изделий чукчам, опасаясь, как бы они не превратили эти изделия в оружие. Основания к таким опасениям были, ибо, покупая медные или железные котлы, чукчи разрубали их и делали наконечники для стрел и даже латы.[1]
Рабство, как следствие ведения боевых действий, у чукчей не получило глубокого развития и широкого распространения, особенно среди приморских охотников. Возникнув вместе с войнами, оно прекратило свое существование, как только прекратились военные столкновения чукчей с соседями. В первой половине XIX века следы патриархального рабства у чукчей окончательно стерлись.[1]
Справедливости ради следует отметить, что до конца XIX века чукчи не имели постоянных поселений на территории Камчатки, ограничиваясь перекочевками на самом севере полуострова.[1]
Чукчи вели комплексное хозяйство: малотабунное оленеводство сочеталось у них с морским зверобойным промыслом и охотой на диких оленей. У них был довольно хорошо развит морской промысел.[1]
Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Такие переходы на байдарах по открытому бурному морю могли совершать только люди, хорошо знавшие море. Есть сведения, что чукчи выезжали на американские берега целыми флотилиями для "немого" торга с эскимосами.[1]
Основным орудием охоты у коренных обитателей Чукотки были лук со стрелами, копье и гарпун. Лук и копье применялись при охоте на диких оленей, горных баранов, гарпун и копье — при охоте на морских животных. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. При охоте на мелкую водоплавающую птицу и дичь чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также военным оружием. Защитные панцири делались из оленьих рогов, моржовой шкуры и клыков моржа.[1]
Для народов Северо-Востока было характерно специальное орудие для добывания огня сверлением.[1]
Основным средством передвижения населения Камчатки служили олени, но оседлые коряки и чукчи, а также ительмены в качестве транспорта использовали и упряжки собак. Веерный тип упряжки у чукчей и коряков был распространен до середины XIX века. Позднее они заимствовали у русских другой тип нарты, способ упряжки цугом и управление с помощью остола. Помимо использования собак в нартах, чукчи применяли их для ведения байдар на бечеве вдоль берега моря.[1]
Основным средством передвижения по морю для чукчей и коряков служили байдары и каяки. Большие байдары вместимостью 20–30 человек использовались при охоте на китов и моржей и для переездов на дальние расстояния. Весла были двух видов: с уключинами и короткие. Чукчи и коряки при попутном ветре пользовались прямыми (квадратными) парусами, сделанными из оленьей ровдуги (замши). Для большей устойчивости на волне к бортам прикреплялись надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые "чулком".[1]
Несколько особняком в ряду камчатских народов стоят пришедшие сравнительно недавно на полуостров эвены.[1]
На Чукотке и Камчатке эвенов официально и неофициально называли ламутами. Дореволюционная этнография относила тунгусоязычное население Восточной Сибири — эвенков к "западным тунгусам", а Севера Дальнего Востока и Охотского побережья — эвенов -к "восточным тунгусам". По утверждению известного этнографа У. Поповой, сделанному на основании заключений специалистов-филологов, термины "тунгус" и "ламут" никогда не были и не являются самоназванием эвенской народности. Представители охотского наречия имели самоназвание эвьн ("местный житель") или множественное число эвьсьл, которое было распространено в Охотском районе, а оттуда перекочевало на Камчатку.[1]
В настоящее время эвены расселены по территории Быстринского и Тигильского районов Камчатской области. К камчатским могут быть причислены и пенжинско-олюторские эвены.[1]
Эвены говорят на эвенском языке, по происхождению и культуре близки к эвенкам.
Впервые русские промышленники столкнулись с предками современных эвенов, продвигаясь на восток от Ленского острога. В поисках новых охотничьих угодий эвены стали появляться не только в районах кочевий юкагиров, но и в местах обитания коряков и чукчей.[1]
К концу XIX века основой хозяйства эвенов-быстринцев стала не традиционная охота, а оленеводство. Предки этих эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим количеством оленей и здесь, под влиянием коряков, занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Для ловли рыбы устраивали на реке запоры, заколы, катып, нипко, с помощью которых суживали русло и заставляли рыбу идти по узкой части в направлении ловушки.
Это интересно:
Отличительные особенности района
На всех этапах развития Центрального экономического района большое место в определении его судьбы занимало географическое положение. Благодаря ведущей экономической роли Москвы окружавший ее район превратил свое центральное географическое положение в центральное транспортное, ведь еще в давние вре ...
Экономико-географическое положение Северного экономического района и его
оценка
Северный экономический район отличается значительной протяженностью вдоль Полярного круга, экстремальными природными условиями (лишь Вологодская область не включена в зону Севера).
Северный район омывается водами Северного Ледовитого океана. Здесь расположены важные порты РФ - Мурманск (незамерза ...
Долгий путь к северному полюсу
К началу ХХ века практически все районы Земли были уже исследованы географами. Время традиционных географических открытий, заключавшихся в описании ранее неизвестных земель, в основном прошло. В ХХ веке родилась новая география, которая попыталась ответить на вопрос: "Почему наша Земля устрое ...