Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территори

Мировая география » Характеристика Камчатки как туристско-рекреационного района » Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территори

Страница 1

Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

Коряки — одно из этнических подразделений северо-восточных палеоазиатов. Термин "палеоазиаты" (или древнеазиатские народы) был предложен Л.И. Шренком в середине XVIII века для обозначения ряда малочисленных народов Северной и Северо-Восточной Сибири, для которых свойственны архаические черты культуры, характерные для неолитической стадии развития.[1]

Основанием для выделения этих народов в особую языковую группу послужило то, что их языки не связаны с большими языковыми семьями Северной Азии. В эту группу входили чукчи, коряки, ительмены, юкагиры, чуванцы, нивхи, кеты, эскимосы, алеуты и айны. По мнению Л.И. Шренка, палеоазиатские народы являются потомками древнейшего населения Северной Азии.[1]

Наиболее ранние известия о коряках относятся к 1669 году. Их сообщил приказчик Охотского острога М. Сосновский, основываясь на рассказах пеших тунгусов. Первые этнографические сведения о коряках Камчатки были получены в 1700 году от якутского пятидесятника Владимира Атласова, который в 1697 году из Анадырского острога отправился "для прииску новых землиц". Что касается происхождения слова "коряк", то Г.В. Стеллер и С.П. Крашенинников считали, что название происходит от слова "хора" — олень. Казаки чаще всего могли слышать это слово при встрече с местными жителями и называли их "оленные мужики".[1]

Прежде чем говорить об основных видах хозяйственной деятельности этой народности, отметим, что коряки как единая этническая общность подразделяются на две относительно большие группы в зависимости от основных видов хозяйственной деятельности: на нымыланов (оседлых) и чавчувенов (кочевых).[1]

У коряков-чавчувенов оленеводство было не только основным, но и почти единственным занятием. Олень давал чавчувену все необходимое для жизни. Мясо шло в пищу, шкуры — на изготовление одежды, кости использовались для изготовления орудий труда и различных бытовых предметов. Олений жир служил источником освещения.[1]

Средством передвижения коряка-оленевода были олени.[1]

"Ездят на оленях токмо в зимнее время. Впрягают в сани по два оленя. Лямки, которые они тянут, подобны собачьим алакам: надеваются обоим оленям на правую сторону. Узды оленьи подобны обратям конским. У узды правого оленя бывает на лбу по три и по четыре косточки наподобие коренных зубов с четырьмя шипами, а накладываются на узду, чтоб оленя на бегу остановить скорее .[1]

Коряка сидит на санях близ головашек, а правит их уздою . Погоняет их тонкою палкою длиною аршина полтора или доле, у которого на одном конце костяная головочка, а на другом — крючок. Головочкой оленей бьют, а крючком отдевают потяги, когда оленю заступить случается".[1]

Это описание, данное С.П. Крашенинниковым, устройства оленьей упряжки и езды на оленях во всех деталях совпадает с устройством упряжки, описанным В. Иохельсоном в начале XX века. За прошедшие двести лет никаких заметных изменений в средствах передвижения оленеводов не произошло.[1]

Сухопутная охота и пушной промысел были в равной степени развиты и у оседлых, и у кочевых коряков. Но ни у тех, ни у других не занимали ведущего положения в хозяйстве. Их возникновение и развитие связано с формированием торговых отношений на Крайнем Северо-Востоке Сибири. До прихода землепроходцев коряки почти не охотились на пушных зверей. В незначительном количестве шкуры применялись лишь для украшения одежды. Для сухопутной охоты и в качестве орудий войны с другими народами коряки применяли луки со стрелами, копья, пращи.[1]

Жилище кочевых коряков значительно отличалось от жилища оседлых. У кочевых — это круглая в плане яранга, имеющая остов из жердей, покрытых сверху оленьими шкурами. Поверх шкур яранга обвязывалась ремнями, концы которых прикреплялись к вбитым в землю кольям. Входили в жилище этого типа, откидывая часть покрышки. Яранга являлась зимним и летним жилищем коряков-чавчувенов. С конца XIX века повсеместное распространение среди коряков получили палатки, сшитые из плотной ткани.[1]

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Конец ХХ века
В 1986 г. в результате победы над кандидатами от Демократической Партии, губернатором штата Алабама стал республиканец Гай Хант (Guy Hunt). Он стал третьим республиканским губернатором штата за всю историю Алабамы. Следующим губернатором штата был снова избран кандидат от Республиканской партии - ...

География газодобывающей промышленности
В пределах Западно-Сибирской низменности открыты 300 нефтяных и газовых месторождений. На территории Западной Сибири расположены основные запасы природного газа страны. Из них более половины находится на Тюменском Севере, преимущественно в трех газоносных областях. Наиболее крупные газовые месторо ...

Хозяйство Томской области
Основа экономики Томской области – добыча, экспорт и переработка углеводородного сырья, а также химическая промышленность, машиностроение. В последние годы возрастает доля наукоемкого производства и вклад в экономику научно-образовательного комплекса, что предопределяет стратегию инновационного ра ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru