География новейшего времени и ее кризис, как отражение социально-экономического кризиса общества

Мировая география » География новейшего времени » География новейшего времени и ее кризис, как отражение социально-экономического кризиса общества

Страница 5

Научная школа Б.Б.Полынова (1877-1952 гг.) сформировала новое направление - геохимию ландшафтов. Полынов предложил метод сопряженного анализа миграции химических элементов в основных местоположениях (элементарных ландшафтах). Им был опубликован классический труд «Коры выветривания» (1934). Его последователями были А.А.Перельман и М.А.Глазовская (МГУ). В настоящее время методы геохимических исследований ландшафта нашли применение в изучении загрязнения окружающей среды.

Ландшафтно-геофизическую школу А.А.Григорьева (1883-1968 гг.) иначе называют академической. Он был первым директором Института географии АН СССР. Его основная заслуга в разработке важнейших узловых вопросов теории физической географии. Сначала он дает понятие географической оболочки и называет ее в качестве предмета изучения. Затем обосновывает представление о физико-географическом процессе (развитии, динамике, интенсивности), который исследуется через баланс вещества и энергии методом ведущего фактора. Позже он раскрывает структуру географической оболочки. Совместно с М.И. Будыко формулирует периодический закон зональности. Ландшафты он понимал как «внешнее выражение» структуры физико-географического процесса, протекающего в географической оболочке. С его именем связано изучение механизма широтной и гидротермической зональности, разработка системы таксономических единиц физико-географического районирования с использованием метода ведущего фактора.

Экономико-географическая школа Баранского-Колосовского изучала территориальные системы, экономические районы СССР, промышленные узлы и сельскохозяйственные районы, системы расселения. Для их школы характерен был исторический и пространственный аспект исследования, изучение связей, которые опирались на картографический и картометрический методы изучения территориальных систем. Наиболее колоритной фигурой был Н.Н.Баранский (1881-1963). Его работы собраны в двух книгах: «Экономическая география. Экономическая картография» (1960) и «Экономическая география в средней школе. Экономическая география в высшей школе» (1957). Результатом работы Баранского с учителями стала книга «Методика преподавания экономической географии» (1960). В 1946г. он основал известную серию научных сборников «Вопросы географии», а также журнал «География в школе». Последователями школы Баранского-Колосовского были И.А.Витвер, А.А.Минц, И.М.Маергойз и др.

Не могла не сказаться на географических работах, их содержании и методологической направленности вторая мировая война, в ходе которой «произошло утверждение географии как нужной в XX веке науки» (Преображенский и др., 1997). Перевод географии на военные рельсы охватил все воюющие страны.

Германия, страна-агрессор, уже к началу войны имела штатную военно-географическую службу. Была создана IV группа отделения военных карт и измерений командования сухопутных войск (Mil-Geo), а также военно-воздушных (Luft-Geo) и военно-морских (Mar-Geo) сил. К сожалению, немецкие географы внесли немалую лепту в формирование и «научное обоснование» нацистской идеологии (Тролл, Джеймс, Мартин и др.).

У стран-союзников по антигитлеровской коалиции совершенствовались службы по военно-географическому обеспечению вооруженных сил. Особенно большое внимание уделялось созданию специализированных карт, так как действие авиации, танковых и механизированных соединений зависело не только от передаваемых топокартами инвариантных свойств ландшафта (форм рельефа, характера почв), но и сезонных изменений (распутица, снежный и ледяной покров, состояние растительности и т.д.), влияющих на проходимость, взлетно-посадочные, маскировочные условия. Отмечался значительный рост запросов на комплексную географическую информацию. Для создания комплексных документов (карт, справок, страноведческих описаний) создавались специальные бригады, включавшие не только топографов и страноведов, но и географов-естествоиспытателей.

Не прекращались работы и общетеоретического характера. В.И.Вернадский пишет «Несколько слов о ноосфере» (1944), А.А.Григорьев работает над «Субарктикой» (1946), И.П.Герасимов создает программу почвенной карты, М.И.Львович «Элементы водного баланса рек Земного шара» (1945), Г.Д.Рихтер «Снежный покров, его формирование и свойства» (1945) и др. Печатается большое число учебников для вузов: С.П.Суслов «Физическая география СССР» (1947), С.В.Калесник «Основы общего землеведения» (1947), Л.С.Берг «Географические зоны Советского Союза» (1947) и «Климат и жизнь» (1947) и др. «Географгиз» переиздает труды выдающихся русских путешественников и мореплавателей. Под руководством А.А.Григорьева и Г.И.Рихтера начинается выпуск научно-популярной серии «Природа СССР» (1946).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Инвестиционная деятельность в Тюменской области
Проблемы и перспективы развития в статье рассмотрены тенденции развития инвестиционной деятельности в Тюменской области, выявлены особенности инвестиционного развития региона, а также определены направления повышения инвестиционной активности. Регион занимает удобное географическое положение: он ...

Картографический метод исследования в школе
Использование карт в школе должно решать две главные и тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, способствовать изучению физической и экономической географии и истории, а во-вторых, формировать картографические навыки, закладывать начала картографической грамоты, совершенно необходимые каждому чело ...

Физико-географическое районирование территории Кыргызстана
Большие абсолютные высоты, сложное геологическое и орографическое строение Киргизии, её географич. положение в глубине Евразиатского материка, в окружении обширных пустынь и связанная с ними континентальность и засушливость климата, создают большую пестроту ландшафтов, разнообразие природных услов ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru