научное исследовательское направление,
учебная дисциплина,
теоретическая концепция или концептуальные построения,
корреспонденц-семинар и сборник докладов,
субкомиссия при комиссии "Теоретическая картография" Международной картографической ассоциации.
В любом таком статусе картосемиотика является составной частью картографии, а не просто областью знаний на стыке семиотики и картографии. На сегодняшний день ее формы проявления различны по своим задачам, активностям и масштабам, но каждая форма вносит свой вклад в укрепление позиций картографии как научной дисциплины. Относительно трех первых форм картосемиотики будут рассмотренны некоторые теоретико-технологические аспекты картографии.
Научное направление
Картосемиотическое научное направление, а это относительно молодое направление теоретической картографии, уже имеет свою короткую историю (Wolodtschenko 1994; Володченко, 1997). Оно начало формироваться в конце 60-х начале 70-х годов. В 70-е и в начале 80-х годов можно было выделить картосемиотические исследования с коммуникационными, метакартографическими и лингвистическими акцентами.
К концу 80-х годов уже сформировались пять направлений в рамках исследований по языку карт: картосемиотическое, картолингвистическое, формально-логическое, кибернетическое и субъязыковое. Однако к середине 90-х годов только картосемиотическое, картолингвистическое и кибернетическое направления были активными. Картосемиотическое направление не единственное, но оно привлекало и продолжает привлекать картографов и географов, которые составляют активное ядро и задают тон в данных исследованиях.
Учебная дисциплина
До 2000 г. было трудно назвать какой-либо университет, где предлагался самостоятельный курс по картосемиотике для студентов-картографов и географов. С апреля 2000 г. в Институте картографии Дрезденского технического университета введен курс картосемиотики для студентов 8-го семестра. Курс включает 6 лекций (основные темы картосемиотика и семиотика, статус картосемиотики, структура картосемиотики, доисторические карты и палеокартосемиотика, картосемиотический метод исследований, язык карты и картосемиотика) и семинар по теме: семиотика и интернет. Прототипом данного курса был спецкурс по картосемиотике, прочитанный автором студентам 5-го курса картографического факультета и факультета прикладной космонавтики МИИГАиКа в 1998 г. На 2001 г. запланирован выпуск первого учебника по картосемиотике для картографов Дрезденского технического университета.Картосемиотика настойчиво стучится в двери вузов как самостоятельная дисциплина, а не добавление к оформлению карт или к использованию карт. Введение в учебный процесс вопросов теории языка карты с технологическими акцентами является важным и необходимым не только для студентов-картографов, но и для студентов других специальностей (например, географов).
Концептуальные построения
Выдвижение и утверждение новых концепций с теоретическими и/или технологическими компонентами определенно нуждаются в мощной аккумуляции знаний, практических результатов и в аналитическом осмыслении проделанного в картографии как науке. Современные смены технологий и их концептуальных построений носят внешне популярно-модный характер. Так, с начала 90-х годов можно отметить определенную "смену вех или акцентов", когда вопросы геоинформационных систем (ГИС) и картографических информационных систем (КИС) как современных интерактивных инструментариев отодвинулись на вторые позиции и сменились темой "визуализация". Тэйлор (1992) определяет визуализацию как "функцию машинной графики, использующей аналитические и коммуникационные возможности визуальной интерпретации". Можно также уже назвать несколько солидных публикаций (Maceachren, Taylor 1994; Hearnshaw, Unwin 1994; Maceachren 1995; Kraak, Ormeling 1996), где вырисовываются концептуальные построения по визуализации.
Тейлором (Taylor, 1993) была предпринята попытка дать схему общей концептуальной основы картографии (рис. 1). Под основой можно понимать совокупность процессов визуализации, но сама схема не показывает связей ни с картой, ни с картографией, т.е. может применяться и в других науках (геологии, архитектуре, медицине и т.д.).
Рис. 1. Концептуальная основа картографии
В теоретико-концептуальном плане особенно интересна была работа (Maceachren, 1995), где автор сам того не заметил, как в главе 2 "How maps are imbued with meaning", опираясь только на карту как семиотическую модель, задал контуры новому концептуальному построению. На мой взгляд, это концептуальное направление следует назвать картосемиотической визуализацией. Данную концепцию следует рассматривать также в плане частных концепций картографии.
Это интересно:
Самая большая пустыня в Европе
Алешковские пески — песчаный массив, расположенный на Украине в 30 км к востоку от города Херсон. Массив имеет размер около 15 км в диаметре. Алешковские пески являются самым крупным песчаным массивом в Европе. Состоят из бескрайних барханов, высотой около 5 м, и редкой растительности [рис.7.]
...
Классификация озер
Южный Урал называют романтично маленькой Швейцарией – здесь насчитывается около 3170 озер, 39 из них признаны за свою уникальность памятниками природы областного значения. Размеры озер от 1–2 га до 70–80 кв. км. В основном, преобладают малые озера, величиной менее 0,5 кв. км, из примерно 80% от об ...
Основные свойства геогоризонтов
Одним из основных свойств геогоризонтов является их состав, т.е. из каких горных пород он состоит или какие виды растений его слагают и какими своими фракционными частями (кроной, генеративными или транспортно-скелетными органами) они входят в этот горизонт. Принципиально важно указать соответстви ...