(по Д.В. Николаенко)
В современных условиях все большее число студентов изучает рекреационную географию вне географических факультетов. В итоге некоторые стандартные разделы географического образования (в частности картография), на которые опирается рекреационная география, напрочь отсутствуют.
Описание классических карт и особенностей их применения в рекреационной географии составлено на основании многочисленных учебных пособий и монографий А.М. Берлянта. Для более глубокого знакомства с данным разделом студенты могут воспользоваться также другими работами, например, монографиями К.А. Салищева, которые являются своего рода классикой отечественной картографии. В целом, студентам следует знать, что основной массив теоретических и методических положений картографии достаточно стабилен, поэтому для изучения предмета на студенческом уровне вполне подойдут капитальные монографии и учебники, изданные в СССР в 1970-80-е годы.
В курсе рекреационной географии имеет смысл выделить два уровня картографических знаний. Первый
– это умение читать карты и знание возможностей картографии в отображении различных явлений, представляющих интерес для рекреационной географии. Второй
– это непосредственное умение составлять карты для целей рекреационной географии. Этот уровень в реальности достижим только при систематической подготовке.
Карта является давним методом географических исследований. Часто составление карты – это еще и итог географического исследования. В различные периоды и в различных культурах накоплен гигантский опыт картографических исследований. Карта – одно из важнейших средств познания и описания мира. Они широко используются в таких науках как география, геология, экономика, история и многих других. Карты служат как для научного и практического отображения явлений и объектов глобального и регионального масштабов, так и для чисто иллюстративных, а также учебных целей. В зависимости от задач, карта может быть как итогом многолетнего исследования и содержать в себе кодировку определенной информации, в том числе и закономерностей, так и служить вспомогательным средством в исследовании или учебном изучении материала – все определяется особенностями и задачами дисциплины.
Под картой понимается математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. При этом под объектами понимаются любые предметы, явления или процессы, изображенные на картах. |
На карте может отображаться любая поверхность. Как правило, говоря о картах, имеют в виду изображение сухопутной поверхности Земли: на уровне массового сознания это почти синонимы. Однако существуют карты иных планет и поверхностей, например карты океанического дна планеты Земля.
Под элементами карты
понимается само картографическое изображение, математическая основа карты, ее легенда, вспомогательное оснащение и дополнительные данные. Основным элементом карты является картографическое изображение
, передающее содержание карты, то есть совокупность сведений об объектах, нанесенных на карту, их размещении, свойствах, взаимосвязях и динамике. В зависимости от тематики карты, основное изображение может быть совершенно различным.
Карта всегда сопровождается легендой
. Под этим термином понимается система используемых на карте условных знаков и пояснений, раскрывающих ее содержание. Составление легенды – непростая задача. Это высокий уровень генерализации отражаемого материала. При составлении легенды нужно учитывать особенности восприятия карт и многое другое.
Это интересно:
Свойства минералов и горных пород
Как известно, минералы и горные породы обладают физическими и химическими свойствами. Но порой в этих веществах человек наблюдает удивительные способности. Оказывается, что минералы могут менять свой возраст. На самом деле в этом нет ничего сверхъестественного. Эти процессы происходят из-за тех ил ...
Саргассово море
Саргассово море - море «без берегов»? Почему? Оказывается - это район антициклонического круговорота вод ограниченный течениями: на западе — Гольфстримом, на севере — Северо-Атлантическим, на востоке — Канарским, на юге — Северным Пассатным. Большие скопления плавучей бурой водоросли — саргассы, в ...
Культура
До 1924 года сеть культурно-просветительных учреждений в районе была незначительной. К 1941 году насчитывалось 53 клуба, 184 библиотеки, 2 киноустановки.
В 60-е годы значительно увеличилось количество сельских библиотек и клубов. Всего в районе действовало 16 сельских, 2 профсоюзные, 20 колхозных ...