Анализ социально-экономического положения Ростовской области показывает, что достигнуты определенные успехи и имеются все предпосылки для устойчивого экономического роста.
Тем не менее, по отдельным социально-экономическим показателям область уступает среднероссийскому уровню:
– объем ВРП на душу населения составляет менее 60 % от среднероссийского уровня;
– реальные денежные доходы на душу населения составляют около 75 % от среднероссийского уровня, расходы на душу населения менее 90 % от среднероссийского показателя;
– низкий уровень рентабельности фондов в промышленности (9,8 % при 18,5 % по Российской Федерации);
– невысокая обеспеченность собственными доходными источниками менее 70 % от общих доходов;
– инвестиции на душу населения ниже среднероссийского показателя на 18 %.
Исходя из указанных «узких» мест регионального развития, основными стратегическими целями экономического и социального развития Ростовской области являются, как указано в «Программе экономического и социального развития Ростовской области на 2003–2006 гг.» [4]:
– рост ВРП Ростовской области за счет внедрения новых технологий более чем в 1,8 раза;
– выход на траекторию экономического роста 5-6 % в год;
– увеличение реальных доходов населения в 1,7 раза;
– рост производительности труда в 1,7–1,9 раза;
– рост фондоотдачи в 1,5-1,6 раза;
– прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 1,5 раза, в том числе в бюджет области – в 1,4-1,5 раза (до 25,0 млрд руб.);
– прирост рабочих мест на 24,0 тыс.;
– снижение социальной напряженности: за счет создания новых рабочих мест и повышения уровня занятости населения до 56,7 %.
Определение перечня приоритетных социально-экономических проблем позволяет сформулировать социально-экономическую политику региона, предусматривающую целостную систему целей, механизмов их достижения, необходимых для этого норм и организационных институтов. При этом следует иметь в виду, что, хотя цели регионального развития и не сводятся к целям только экономики, но все же в реалиях рыночных отношений социальное развитие является производным от эффективного функционирования хозяйственных структур, что неизбежно накладывает соответствующий отпечаток на системный выбор приоритетов и путей развития.
Реализация данной политики осуществляется в рамках программы социально-экономического развития региона (или совокупности соответствующих целевых программ), представляющей собой взаимоувязанный комплекс задач, ресурсов, сроков, исполнителей и потребителей. Разработка такой программы требует предельно конкретной формулировки исходных социально-экономических проблем, как правило, в виде, допускающем их количественную оценку. Выполнение программы должно в намеченные сроки перевести сложную систему региональной экономики из некоторого исходного состояния в другое, заведомо более благоприятное, причем с учетом взаимовлияния отдельных направлений и видов деятельности.
В настоящее время при обосновании региональной политики как на уровне региона (в частности – Ростовской области), так и России, имеют место следующие недостатки теоретико-методологических подходов. Во-первых, в рамках обособленных подходов достаточно сложно найти непротиворечивое решение единой задачи обеспечения социального и экономического развития региона.
Во-вторых, теоретические основы и особенность управления экономикой региона во многом определены целью и задачами его развития, которые в настоящих условиях приобрели совершенно иной характер по сравнению с административно-командной системой или переходным этапом к рыночной экономике. Причем изменения касаются как состава рассматриваемых объектов экономики, так их целей и функций. Так, например, ранее считалось, что агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность отраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, торговли и других отраслей производства и организаций народного хозяйства, объединенных общей целью, которая состоит в полном удовлетворении населения в продовольствии, одежде, обуви, и единой программой развития. Аграрная политика страны была направлена на обеспечение населения продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьем. В условиях рыночной экономики вышеизложенное содержание АПК уже не может отразить всей сложности экономических отношений. Представляется затруднительным свести в комплекс не связанных технологической цепочкой или конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, да и вряд ли уже можно говорить об общей цели государства полного обеспечения населения продуктами питания, одежде, обуви. Также невозможно говорить о единой программе развития тех отраслей и предприятий, которые входят в АПК. Все это требует новых стратегий управления экономикой региона. Анализ организации экономики развитых стран показывает, например, что чем выше разделение труда, тем более сложен состав и структура воспроизводственного процесса.
Это интересно:
Население и национальный состав
По данным всероссийской переписи населения (2010 года), в Северо-Западном федеральном округе проживает 13 млн 437 тыс. 466 чел., что составляет 9,63 % населения России. Около половины населения приходится на СПб и Ленобласть.Все остальное население живет в слабонаселенных крупных регионах. Основны ...
Почвы
На островах представлены уникальные типы растительных сообществ и эндемичные типы почв. На низменностях с мелкоземистыми грунтами формируются арктические почвы, очень маломощные. Они имеют бурую окраску профиля, слабокислую, почти нейтральную реакцию. Характерной чертой служит их ожелезненность, в ...
Атлантический океан
Атлантический океан - самый изученный и освоенный людьми из всех океанов. Свое название он получил по имени титана Атланта (по греческой мифологии, держащего на своих плечах небесный свод). В разное время его называли по-разному: "Море за Геракловыми столбами", "Атлантик", &quo ...