До 1917 Коми край практически не имел дорожной сети. Основными
путями сообщения были рр. Печора, Мезень, Вычегда и их притоки. В 1940 на территории республики, помимо судоходных путей, имелось лишь 20 км железных дорог общего пользования и практически отсутствовали асфальтированные дороги. Ныне транспортный комплекс Республики Коми представлен всеми видами современного транспорта. По сравнению с 1960 в 1995 протяженность железнодорожных путей увеличилась в 1,5 раза, трубопроводов - в 9,8 раза, автомобильных дорог с твердым покрытием - в 10 раз. Несмотря на это, густота транспортной сети республики и категорийность путей сообщения остаются на низком уровне. Основная проблема связана с тем, что большинство линий сообщения имеют субмеридиональное простирание, поэтому внутрирайонные связи затруднены. Большинство потоков грузов направлено на юг в более развитые районы (нефть, газ, уголь, апатиты и нефелины, лес, рыба) или же к основным портам Северо-Западного федерального округа (Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург).
Таблица 10
Характеристика транспортных путей региона
Регион |
Железные дороги, тыс. км |
Речные пути, тыс. км |
Автомобильные дороги, тыс. км | |
Республика Коми |
1,679 |
4,085 |
7,953 | |
Россия |
85,14 |
101,7 |
755,2 | |
Регион |
Площадь территории региона, тыс. кв.км |
Густота ж/д путей, км/10000 кв.км |
Густота речных путей, км/1000 кв.км |
Густота авто-дорог, км/1000 кв.км |
Республика Коми |
416,8 |
40 |
9,8 |
13,7 |
Россия |
17100 |
49,8 |
5,9 |
44,2 |
В настоящее время плотность автомобильных дорог общего пользования на 1000 кв.км равна 13,7 км, железных дорог - 4,9 км, судоходных путей - 9,8 км, что составляет 42, 80 и 162% соответственно от средних показателей по России.
Вследствие спада производства, неудовлетворительного состояния подвижного состава и путей сообщения, высоких тарифов и недостатков в организации перевозок сохраняется тенденция снижения грузо - и пассажиропотока.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей народного хозяйства достигает 3,0 тыс. км, в т. ч. общего пользования - 1726 км. Основу железнодорожной сети республики образует магистраль Котлас - Воркута, входящая в состав Северной железной дороги. От нее отходят тупиковые железнодорожные ветки: Микунь - Сыктывкар, Микунь - Вендинга, Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыня - Усинск, Чум - Лабытнанги. Имеется значительное количество дорог ведомственного пользования. В соответствии с планами комплексного транспортного освоения территорий республики начинается дальнейшее развитие железнодорожных путей. Первоочередными объектами нового железнодорожного строительства признаны участки железных дорог Вендинга - Карпогоры (общая протяженность 222 км, в пределах республики - 55 км), Троицко-Печорск - Соликамск (общая протяженность 350 км, в пределах республики - 150 км), Ухта (или Чиньяворык) - Четлас. В качестве альтернативных вариантов этим дорогам предлагаются участки железных дорог Троицко - Печорск - Полуночное, Сыктывкар - Пелес и Кослан - Четлас. В перспективе предполагается развитие железнодорожной сети в северном направлении - к портам морей бассейнов Северного Ледовитого океана с выходом на Северный морской путь. В качестве возможной альтернативы рассматриваются варианты строительства участков железных дорог Усинск - Индига, Усинск - Нарьян-Мар, Хальмер-Ю - Амдерма и Хальмер-Ю - Усть-Кара.
район тяготение башкортостан дорога
Огромные затраты, связанные с предстоящим железнодорожным строительством, потребуют организации ассоциированного капитала с участием государства, местных предпринимательских структур и иностранных инвесторов.
Это интересно:
Цикл рекреационных занятий. Моделирование
циклов рекреационных занятий
Цикл рекреационных занятий
– 1) программа отдыха, позволяющая на основе поведенческих возможностей и образцов реализовывать определенные рекреационные цели, мотивации и притязания в конкретных условиях; 2) взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание ЭРЗ, возникающее на базе ведущего (осн ...
Географические особенности пустынь
Большинство пустынь мира сформировались на геологических платформах и занимает древнейшие участки суши. Пустыни в Азии, Африке и Австралии расположены обычно на высотах от 200-600 м над уровнем моря, в Центральной Африке и Северной Америке – на высоте 1 тыс. м над уровнем моря. Пустыни – один из л ...
Доходы населения
В 2006 году номинальные денежные доходы в расчете на душу населения составили 133,5 тыс. рублей, в том числе в декабре – 16734 рубля, что выше уровня предыдущего месяца на 38%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения
в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли на 9,9 процента.
В прош ...