Подготовка рабочих кадров и инженерно-технических кадров

Страница 1

Самой массовой формой подготовки рабочих являлось индивидуальное и бригадное обучение непосредственно на производстве, а также учебно-курсовая система, действовавшая с отрывом от производства, училища профессионально-технического образования, школы передового опыта, народные университеты технического прогресса. Так, только через систему профессионально-технического образования для лесной промышленности за 1961-1970 гг. было подготовлено 7,4 тыс. молодых рабочих.

Особое внимание в 60-е годы уделяли обучению рабочих смежным профессиям, т. к. появилась необходимость подготовки рабочих широкого профиля, способных обеспечить взаимозаменяемость в работе. За годы семилетки в лесной промышленности дополнительными профессиями овладело более 13,5 тыс. человек.

Большую помощь в комплектовании новых производств лесной отрасли Коми АССР квалифицированными кадрами оказали Карелия, Архангельская и Вологодская области, откуда прибыли на предприятия Сыктывкарского лесокомплекса сотни рабочих и служащих. На родственных предприятиях Котласа, Сегежи, Соликамска, Кондопоги, Красноярска и Братска повысили квалификацию в предпусковом 1968 г. более 350 рабочих Сыктывкарского ЛПК. Десятки инженерно-технических работников прошли стажировку на предприятиях Карелии, Архангельской и Вологодской областей, на различных курсах при Министерстве целлюлозно-бумажной промышленности, в вузах Ленинграда, Архангельска, Киева.

Особое место в подготовке инженерно-технических кадров для лесного комплекса республики принадлежало Сыктывкарскому филиалу Ленинградской лесотехнической академии (ЛТА), история которого начиналась в 1952 г. с организации учебно-консультационого пункта Всесоюзного заочного лесотехнического института в г. Сыктывкаре, где приступили к занятиям всего 50 студентов. Быстрое развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности, строительство Сыктывкарского ЛПК остро поставили вопрос о расширении подготовки инженеров лесного дела. И в сентябре 1959 г. учебно-консультационный пункт был реорганизован в филиал Всесоюзного заочного лесотехнического института, студенты которого обучались на пяти факультетах: лесомеханическом, лесохозяйственном, лесоинженерном, инженерно-экономическом, механической технологии древесины. В 1960/61 учебном году в филиале обучалось уже 640 студентов, 220 человек было принято на первый курс, 176 из которых работали по специальности. С октября 1964 г. Всесоюзный заочный лесотехнический институт был объединен с Ленинградской лесотехнической академией, и соответственно, Сыктывкарский филиал его стал филиалом этой академии. Всего за 1960-1970 гг. около 3 тыс. человек закончили три курса в филиале, а затем лесотехническую академию и другие вузы страны.

Свой вклад в подготовку специалистов высшей квалификации вносил Ухтинский индустриальный институт, где в 1968 г. на факультете лесоинженерного дела обучалось 370 студентов.

Но Сыктывкарский филиал ЛТА, Ухтинский индустриальный, Архангельский и Московский лесотехнический институты, Ухтинский, Ветлужский, Петрозаводский лесотехнические техникумы только на 30-40% обеспечивали потребности лесной промышленности республики в кадрах специалистов. Поэтому на инженерно-технических должностях в леспромхозах и сплав конторах работало много практиков. Так, в 1968 г. на предприятиях объединения «Комилеспром» 67% инженерно-технических должностей были заняты работниками, не имевшими специального образования. Еще ниже был качественный состав работников среднего и низового звена. Из 172 начальников лесопунктов лишь 55 человек являлись специалистами из 158 техноруков лесопунктов 86 имели высшее и среднее техническое образование, а из 1314 мастеров участков 1081 являлись практиками.

Велика была текучесть кадров инженерно-технических работников. За 1965-1967гг. на предприятиях «Комилеспрома» прибыло 880 специалистов, а выбыло почти 600 инженеров и техников. По мнению тогдашнего начальника производственного объединения «Комилеспром» П. Хамыженкова, одна из причин высокой текучести инженеров и специалистов средней квалификации – в низкой заработной плате ИТР лесной промышленности в 60-е годы (в 2,5 раза ниже, чем в угольной, и на 25-80% ниже, чем во всех других отраслях). Ни в одной отрасли промышленности республики не было такого ненормального соотношения между зарплатой ИТР и рабочих (в 1967 г. по сравнению с 1960 г. заработная плата рабочих в лесной промышленности возросла почти на 35%, а зарплата ИТР – на 14,8% и была всего на 7% выше, чем у рабочих). И, как следствие, трактористами, шоферами в леспромхозах республики в 1968 г. работали 80 техников.

Низкий уровень квалификации рабочих в лесной отрасли, большая текучесть кадров в значительной степени были вызваны неудовлетворительными жилищно-бытовыми условиями, недотаточным уровнем школьного, медицинского и культурно-массового обслуживания лесозаготовителей и членов их семей. Конечно, строились в лесопунктах школы, детсады и ясли, магазины, столовые, бани (ежегодно на эти цели расходовалось 17% общего объема капвложений в отрасль), но это явно не отвечало требованиям. Ведь более половины жилого фонда поселков состояло из щитовых домов, а 10% - подлежало списанию как пришедшее в ветхое состояние.

Страницы: 1 2


Это интересно:

Общая характеристика хозяйства
Структура хозяйства Австралии вполне современная и отвечает критериям стран. В обрабатывающей промышленности занято 16% работающих и они создают 19% ВНП, в добывающей промышленности, соответственно, 2 и 7%, сельском хозяйстве - 6 и 4% и в третичном сфере - 68 и 61%. Спецификой является гипертрофи ...

Промышленность
Горнодобывающая промышленность. Как уже указанием началось, Австралия богата минеральными ресурсами. Добыча их началось в XIX в. в связи со спросом Англии. В конце века страна экспортировала в значительных размерах золото, серебро и такие цветные металлы, как медь, свинец, цинк. После второй миров ...

Рекреационная оценка природных ресурсов
Для использования природных условий и ресурсов необходима их оценка. Процедура оценивания состоит из таких обязательных этапов : 1. Выделение объектов оценки – природных комплексов, их компонентов и свойств; 2. Выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка; 3. Формулирование критериев о ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru