Первоначальная схема отражала задачи индустриализации страны и в принципе выглядела следующим образом:
О обоснование границ области (таксономизация территории нашей страны сейчас также весьма актуальна; имеются интересные проекты, связанные, например, с созданием новой федерации);
О характеристика факторов, влияющих на формирование области;
О характеристика хозяйства и населения; выявление внутренних и межобластных хозяйственных связей;
О обоснование перспектив развития области.
Схема Баранского отражала задачи времени, в частности связанные с реализацией плана ГОЭЛРО, а в научном плане была противопоставлена схеме «отраслевиков», исходящих из идей камеральной статистики и коммерческой географии. Эти идеи кратко сводились к тому, что целью экономической географии являлось изучение состояния отдельных отраслей хозяйства и условий их развития в различных странах и районах.
Работы петербургской школы В. Э. Дена в основном носили описательный характер и были снабжены большим количеством статистических данных без должного их анализа. Баранский резко выступил против этого направления и впервые поставил вопрос о переходе в экономической географии от функций описания к функциям объяснения и предсказания. Собрание справок — не наука, отмечал он. Самый важный вопрос для географии — вопрос о связи явлений. Такой подход и основанные на нем достижения Н. Н. Баранского и Н. Н. Колосовского в одной из своих науковедческих работ Т. М. Калашникова назвала научной революцией в географии [Калашникова, 1984].
Схема Баранского существует и используется по сей день.
—К-сожалению, в нее внесены некоторые поправки, в ряде мест ухудшившие ее. Одна из таких поправок касается историко-географического очерка, который либо вообще теперь отсутствует в страноведческих работах, либо утратил географическую направленность. Первоначальная идея очерка заключалась в том, чтобы показать, как в ходе истории переплетались естественные и общественные процессы на конкретной территории и какое влияние они оказывают на современные пространственные процессы. Исторический принцип помогает объяснить развитие территории. Но для того, чтобы провести такое исследование, необходимо изучение различных исторических документов, карт, архивов. Большинство же современных авторов, используя материалы гражданской истории, дают историческую справку, не носящую исследовательский характер. Но все же самый большой порок работ по страноведению — отсутствие изучения связей между явлениями и процессами на территории.
Итак, Баранский выработал классическую программу страноведческого исследования. Витвер, Маергойз и другие авторы написали на этой основе страноведческие работы, которые и поныне во многих отношениях остаются образцом. В конце 50-х — начале 60-х годов поток интересных работ вышел из стен Института географии АН СССР, где под руководством К. М. Попова проводились исследования промышленно развитых капиталистических стран. После деколонизации стали изучаться развивающиеся страны под руководством В. Т. Зайчикова, В. М. Гохмана, Я. Г. Машбица, В. А. Пуляркина и других ученых. Вышла известная «синяя серия» страноведческих характеристик экономических районов СССР] По подсчетам Я. Г. Машбица, в 1950—1990 гг. было опубликовано около 100 страноведческих монографий по странам зарубежного мира [Машбиц, 1998]. В 1970-1985 гг. усилиями географов и этнографов была создана 20-томная комплексная страноведческая серия «Страны и народы». Я. Г. Машбиц проследил изменения тематического содержания страноведческих исследований. Если в 1940—1950-е годы упор делался на характеристику хозяйства, то позже были широко рассмотрены вопросы культуры, социальной структуры общества, экологии и выявлены тенденции территориальной организации хозяйства и общества в целом.
Это интересно:
Автралия и Океания
Население Австралии и Океании составляет 35 млн. чел., в том числе на островах – 15млн. чел. (2004.) Австралия и Новая Зеландия – страны переселенческого типа. В XVII- XVIII вв. сюда прибыли голландцы, а позже – англичане. Местные жители – австралийские аборигены и маори – были вытеснены в отдален ...
Транспорт
Протяженность автомобильных дорог на островах – ок. 2700 км, более половины из них имеют твердое покрытие. Развиты каботажное судоходство и авиасообщение. На Багамских о-вах действуют три основных морских порта: Нассау, Фрипорт и Матью-Таун. Главный порт Нассау может принимать крупные океанские су ...
Лесной комплекс России
Площадь лесов мира составляет 2842 млн. га, валовой запас древесины в них - 321 млрд.куб.м, из них лесные ресурсы России (по своим абсолютным размерам) - 771 млн.га (27,1% от лесов мира), а по запасам - 81,6 млрд.куб.м (25% мировых запасов). Из трех десятков стран северного полушария Россия (на ду ...