Для того чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных.
Основные факторы, влияющие на развитие регионального туризма, можно разделить на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы региона находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные воды, пещеры и т. д.). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т. д.) тоже в значительной мере можно отнести к статичным.
К динамичным относятся демографические, политические, социально-экономические и материально-технические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющееся во времени и пространстве.
Кроме вышеуказанного деления, факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Эти факторы не связаны непосредственно с туризмом.
Внешние факторы воздействуют на региональный туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа факторов включает:
§ возраст населения региона;
§ увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью;
§ рост пропорций одиноких людей;
§ тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи;
§ рост числа бездетных пар в составе населения региона;
§ уменьшение иммиграционных ограничений;
§ увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени;
§ более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.
Оплаченные командировки, гибкие графики рабочего времени ведут к расширению каникулярных периодов, изменяют облик делового туризма, границы сезонности. Отсюда большая продолжительность туров, частая их периодичность. Практически все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма.
В настоящее время проявляется рассогласование между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения в результате того, что многие предприятия отправляют своих сотрудников в неоплаченные отпуска. Складывается ситуация, при которой значительная часть населения региона, имеющая свободное время, не может воспользоваться туристскими услугами. В свою очередь, представители коммерческих структур, имеющие материальные возможности для проведения отдыха с использованием возможностей туристских фирм, зачастую не могут позволить себе даже краткосрочный отпуск. В связи с этим задача определения бюджета свободного времени населения в значительной степени осложняется и имеет свою специфику в условиях переходной экономики.
К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся также экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода: более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.
К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.
Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.
Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе.
Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д.
К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:
§ Процессы спроса, предложения и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма).
Это интересно:
Пустыни Австралии
Австралию часто называют континентом пустынь, ибо около 44% ее поверхности (3,8 млн. кв. км) занимают аридные территории, из которых 1,7 млн. кв. км – пустыни. Даже остальная часть является сезонно сухой. Это позволяет говорить о том, что Австралия – наиболее засушливый материк на земном шаре.
Пу ...
Сельское хозяйство
Астраханская область является одним из самых уникальных регионов России. Её площадь составляет более 44 тысяч квадратных километров, занимающих часть Восточно-Европейской равнины, Волго-Ахтубинскую пойму, дельту и прилегающие к ним пустыни и полупустыни.
Земли сельскохозяйственного назначения сос ...
Промышленность и окружающая среда
Промышленная деятельность человечества очень тесно связана с окружающей средой. Именно промышленность – главный потребитель большинства природных ресурсов. Именно она вызвала к жизни антропогенные ландшафты – горнопромышленные, да в значительной мере и городские. Наряду с этим рост промышленности ...