Азербайджан: социально-экономический обзор

Мировая география » Азербайджан: социально-экономический обзор

Страница 3

Вооруженные силы.

Одним из первых шагов, последовавших за провозглашением независимости, было создание министерства обороны, в задачу которого входило реформирование вооруженных сил. В настоящее время вооруженные силы включают сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны и пограничные войска. Численность вооруженных сил составляет 69,5 тыс. человек. Военные расходы Азербайджана оцениваются в 30–40 млрд. манатов.

Внешняя политика.

21 декабря 1991 Азербайджан вступил в Содружество независимых государств (СНГ). 2 марта 1992 он был принят в ООН, а позднее присоединился к другим международным организациям. Особые отношения поддерживаются с соседними мусульманскими государствами – Турцией и Ираном. К нерешенным международным вопросам относятся карабахская проблема и отсутствие соглашения о границах между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном в Каспийском море.

Азербайджан имеет статус приглашенного члена в Совете Европы и является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), организации «Исламский конгресс» (ОИК), ОБСЕ, программы НАТО «Партнерство во имя мира», Всемирной торговой организации (ВТО) со статусом наблюдателя и др.

Объем ВВП Азербайджана в 2003 оценивался в 26,65 млрд. долл. США (14% приходится на сельское хозяйство, 46% – на промышленность, 40% – на сферу услуг), что соответствовало 3400 долл. на душу населения. Ок.49% населения живут ниже официального уровня бедности.

Структура хозяйства.

Экономика Азербайджана на протяжении почти 70 лет развивалась как часть экономики СССР, с ориентацией главным образом на российский рынок. Основными отраслями хозяйства были нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность и сельское хозяйство. В 1960–1980-е годы в республике развивались машиностроение, химическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Война в Карабахе и политическая нестабильность привели к значительному падению производства в 1988–1994. После заключения армяно-азербайджанского соглашения о прекращении огня в зоне конфликта в мае 1994 и стабилизации политической обстановки экономический спад был остановлен.

С 1997 происходит быстрый рост ВВП (5,8%, в 1999 – 7,2%, в 2000 – 11,3%, в 2001 – 9,9%), что обеспечивается в основном сектором услуг на фоне незначительного подъема промышленного производства и продолжающегося сокращения сельскохозяйственного производства. Однако доля теневой экономики оценивается в 25% ВВП.

Ключевым сектором экономики остается нефтегазовый (58% от ВВП). В 1997 было добыто 9 млн. т нефти (99,2% от уровня 1996) и 6 млрд. куб. м природного газа (95% от уровня 1996). Увеличились на 20% производство бензина и дизельного топлива и экспорт его в страны СНГ.

Нефтегазовые запасы Азербайджана привлекательны для иностранных нефтяных компаний. Азербайджан лидирует среди стран СНГ по темпам роста иностранных инвестиций (от 10 до 50% в год). Возможные маршруты транспортировки азербайджанской нефти (по Северному Кавказу или Закавказью, к Черному или Средиземному морю) являются источником политических разногласий и конфликтов на международном и региональном уровнях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Это интересно:

Размещение и миграция населения
На земном шаре население размещается неравномерно. Около 70% населения проживает на 7% территории земной суши. Около половины всей обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел. на км2; 15% территории суши – это области совершенно не освоенные людьми. На размещение населения оказыва ...

Особенности климата
В различных районах страны климат различается, поскольку Вьетнам расположен на стыке природных зон. Во Вьетнаме преобладает муссонный, субтропический и субэкваториальный климат. Зима и лето выражены не ярко. Основное, на что нужно обратить внимание, это дождливые периоды. В период влажного сезона ...

Туристский центр и центр туризма. Общие положения типологии туристских центров
Знание туристских центров и рекреационных территорий – одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туристского бизнеса. Есть и специальная учебная дисциплина – география туризма, задача которой – дать объективные и необходимые менеджерам туризма знания о размещении рекреационных ресурсо ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru