Следующие поиски северо-восточного пути на Восток были предприняты английскими путешественниками в середине XVI в. Во многом это совпало с тем, что к этому времени некоторые отрасли английской экономики (особенно сукнодельческая и торговля) переживали не лучшие времена, нуждаясь как в новых источниках сырья, так и сбыта. Поэтому по совету С. Кабота и при его участии лондонские "почтенные и мудрые люди" организовали "Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых". Общество купило три корабля, отремонтировало их и снабдило небольшими вспомогательными парусно-гребными судами (пинасами), обычно помещавшимися на борту корабля.
Начальником экспедиции и командиром лучшего судна (120 т) был назначен знатный дворянин Хью Уиллоуби; главным штурманом флотилии и капитаном крупнейшего (160 т) корабля – Ричард Ченслор; командиром третьего (90 т) – штурман Корнелий Дюрферт. Никто из членов нового общества и капитанов не имел представления о странах, куда направлялась экспедиция. Команда флотилии состояла из 105 человек. Кроме того, на борту кораблей было 11 купцов.10 мая 1553 г. флотилия Уиллоуби оставила устье Темзы (см. приложение 4), но из-за сильных ветров только в августе достигла норвежского о. Сенья (у 69° с. ш.). Там в ночь на 3 августа 1553 г. поднялась буря, и судно Ченслора разлучилось с двумя другими. Когда ветер несколько стих, Уиллоуби и Дюрферт пошли к Варде (на северо-востоке Норвегии), но не сумели разыскать эту гавань. 14 августа рано утром показалась земля. "Мы подошли к ней и спустили бот, чтобы посмотреть, что это была за земля. Но бот не мог подойти к берегу из-за мелководья и большого количества льда . На берегу не было видно никаких признаков жилья. Земля эта находится на широте 72°". Если Уиллоуби верно определил широту, то он дошел до Гусиной Земли – юго-западного выступа Новой Земли. Три дня англичане продвигались к северу, обнаружили в малом корабле течь и повернули на юг. 21 августа Уиллоуби отметил, что море становилось "все мельче и мельче и все же не было видно берега". Чтобы избежать опасности, он отошел в открытое море и четыре недели шел на запад, то вдоль берега, то теряя его из вида пока за небольшим островом не достиг устья реки, где решил зимовать. Англичане не нашли там ни людей, ни жилья.
А следующей зимой 1554 г. русские поморы обнаружили за Нокуевым островом, у Мурманского берега, в устье р. Варзины два судна: " .стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много" (Двинская летопись).
Корабль Ченслора (штурман Стивен Барроу), обогнув Нордкап, неделю простоял у Варде, ожидая Уиллоуби, а затем проник в Белое море и 24 августа 1553 г. вошел в устье Северной Двины. Ченслор, не дождавшись разрешения, отправился санным путем в Москву. На полпути он встретил гонца, который передал ему царское приглашение. Иван IV с большой пышностью принял "королевского посла" (так назвал себя Ченслор) и обещал покровительство английским купцам. В марте 1554 г. он отпустил Ченслора. Когда тот вернулся в Англию, "Общество купцов-предпринимателей" было официально утверждено правительством.
Таким образом, первая попытка отыскать Северо-Восточный проход в Азию оказалась не удачной. Из-за погодных условий кораблям пришлось разделиться. Уиллоуби и Дюрферт отправились к гавани Варда, но найти ее так и не смогли, они подошли к юго-западному выступу Новой Земли (Гусиная Земля), в устье реки Варзины решили зимовать, но не встретили там ни людей, ни жилья, моряки погибли. Корабль Ченслора через Нордкап подошел к гавани Варда, не дождавшись Уиллоуби, через Белое море вошел в устье Северной Двины, санным путем отправился в Москву, а позже вернулся в Англию.
Следующая попытка англичан добраться до Китая, идя северными широтами, связана с деятельностью Стивена Барроу, штурмана Ченслора. Так,
купцы-предприниматели надеялись через Обь, о которой они узнали от русских, проникнуть в Катай (Китай). Поэтому Стивен Барроу был послан в 1556 г. к Оби на небольшом судне "Серчтрифт" ("Ищи выгоды"). 9 июня 1556 г. Барроу благополучно вошел в устье Колы. "Пока мы стояли на реке (Обь), мы ежедневно видели, как по ней спускалось много русских ладей, экипаж которых состоял минимально из 24 человек. Среди русских был один, по имени Гавриил… Он сказал мне, что все они наняты на Печору на ловлю семги и моржей . обещал предупреждать меня о мелях, и он это действительно исполнил".
22 июня "Серчтрифт" вышел в море с русскими ладьями. Медленно продвигаясь на восток, большей частью вдоль берега, Барроу два дня неудачно пытался обогнуть Канин Нос. " .Стоя на якоре, мы заметили, что . поднимается что-то вроде шторма, и не знали . здесь никакой гавани . Я увидел парус . это Гавриил, "покинув безопасную стоянку, подошел на сколько мог ближе к нам ." В густом тумане помор ввел корабль в удобную гавань (Моржовец). 15 июля Барроу прошел через "опасный бар" Печоры. Там он простоял пять дней, а затем один двинулся в открытое море. Утром 21 июля "Серчтрифт" попал во льды. Выйдя из них, Барроу четыре дня следовал на восток, подошел к острову (вероятно, Междушарский) у юго-западного берега Новой земли и у 72° 42' с. ш., по его определению, нашел хорошую стоянку .
Это интересно:
Покорение Сибири (1581—1660)
В середине XVI века Московское царство завоевало Казанское и Астраханское татарские ханства, таким образом присоединив к своим владениям Поволжье и открыв себе путь к Уральским горам. Колонизация новых восточных земель и дальнейшее продвижение России на восток непосредственно организовывались бога ...
Альтернативы «старому» страноведению
Оживление в обсуждении методологических проблем страноведения произошло в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Возникло стремление сформулировать новые задачи и методы страноведения. Нужно сказать, что и на Западе региональная география пришла к тому времени в упадок. Американский географ Р. Браун ...
Климат и гидрологические условия Тихого океана
Тихий океан простираетсямежду 60° северной и южной широты. На севере он почти замкнут сушей Евразии и Северной Америки, отделенных друг от друга только мелководным Беринговым проливом с наименьшей шириной 86 км, связывающим Берингово море Тихого океана с Чукотским морем, которое является частью Се ...