Картографический метод исследования в школе

Мировая география » Картографический метод исследования » Картографический метод исследования в школе

Использование карт в школе должно решать две главные и тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, способствовать изучению физической и экономической географии и истории, а во-вторых, формировать картографические навыки, закладывать начала картографической грамоты, совершенно необходимые каждому человеку. Школьные программы предусматривают изучение широкого круга картографических вопросов. Это представления об основных элементах карты, ее математической основе, условных обозначениях, способах картографического изображения, о типах карт, некоторых способах работы с ними. Школьники учатся пользоваться разными картами, анализировать их содержание, подбирать карты для проведения по ним тех или иных измерительных работ. Несколько меньшее внимание обращается на такой важный аспект, как картографическая генерализация. Ее изучение не может ограничиваться сопоставлением крупномасштабных карт с мелко масштабными. Нужно показать, что генерализация — это не просто снятие с карты некоторых элементов нагрузки, деталей, подробностей. Это не только сокращение информации, вызванное уменьшением масштаба. Картографическая генерализация — процесс получения качественно нового изображения, новой информации, которая возникает в процессе обобщения качественных и количественных характеристик, абстрагирования, перехода к обобщающим синтетическим понятиям. Следует заметить, что при использовании карт в школьном обучении имеется некоторый крен в сторону изучения карт топографических и недооценка тематического картографирования, которое получило самое широкое распространение в современной географической науке. Видимо, работа с тематическими картами должна быть усилена. Было бы полезно научить учащихся сопоставлять, одновременно анализировать с помощью количественных мер карты разной тематики, рассчитывать простейшие корреляции между явлениями, показанными; на картах разной тематики. Школьные карты и атласы пригодны для выполнения по ним несложных картометрических определений и морфологических расчетов: определения расстояний, площадей, объемов (например, объемов осадков, стока), плотностей (густота речной сети, плотность населенных пунктов и др.), однородности распределения явлений по территории и т. п. Примеры такого рода приведены выше. Сложности, связанные с трудоемкостью измерительных работ и вычислений, в значительной степени снимаются при использовании элементарных вероятностных приемов. Естественно, что при выполнении подобных работ необходимо широкое привлечение учебных карт и атласов, которые имеют не только большое познавательное и методическое значение, но и воспитательную ценность. В этих атласах отражены природа, экономика, население и культура родного края. Атласы можно использовать и на уроках географии, и в экскурсиях, походах, поездках по знакомым местам. В настоящее время школьно-краеведческие атласы не всегда имеют единообразную структуру, содержание, подчас страдают однообразием картографического оформления. Но в направлении их совершенствования ведется большая работа. Предусматривается создание целой системы учебных краеведческих атласов для республик, областей и районов и даже для крупных городов. Учителя географии должны быть готовы к тому, чтобы научить школьников пользоваться и этими картографическими произведениями. Однако «современная подготовка учителей в вузах не дает им возможности овладеть картографическими методами исследований, получить навыки в составлении элементарных тематических карт. Система подготовки учителей в области картографии должна строиться на том, что карта — это не только иллюстративный материал в преподавании географии, но и важнейший инструмент изучения действительности. Выпускники вузов прежде всего должны сами представлять, что карта — это не только передатчик пространственной информации, она выступает как важнейшее средство изучения взаимосвязей природных и хозяйственных комплексов, без учета и осмысливания которых в современных условиях невозможно нормальное функционирование производства. Очевидно, что преподавание картографии должно входить в самую основу, составлять фундамент географического образования как в высшей, так и в средней школе. Все это требует усилить в программе курса «Методика преподавания географии» разделы по методике анализа и использования карт, а в школьную программу по географии включить разделы, посвященные картографии, использованию карт, получению с карт географической информации». Однако возможности школьных программ не безграничны. Время, отводимое на изучение картографических тем в рамках географии, не может быть существенно увеличено. Многие пожелания относительно обучения использованию карт могут быть реализованы лишь на факультативных занятиях. И поэтому следует особо подчеркнуть, что при использовании карт в школьном обучении важно не только выполнять по ним те или иные расчеты или упражнения, но самое главное — показать методологическое значение и место картографии в современных науках о Земле и обществе. Для этого не потребуется много дополнительного времени, но нужен новый взгляд, картографическая эрудиция и иная подача материала. Поясним эту мысль на примере темы, касающейся современных географических исследований, которая изучается в V классе. Уже здесь на начальном этапе изучения географии можно показать познавательную роль картографии. Говоря о географических исследованиях, учитель может подчеркнуть, Что они не сводятся только к путешествиям и экспедициям. Многие географические исследования проводятся «в тиши научных кабинетов», а инструментом таких исследований и открытий являются тематические карты. На современном уровне развития географии исследования — это не только путешествия по неизведанным маршрутам, но и выявлении неизвестных прежде зависимостей и взаимосвязей природных и экономико-географических явлений, не только романтика странствий, но и аналитические изыскания по картам (и конечно, поаэро- и космическим снимкам), не только открытие новых озер, ледников и островов, но и поиск новых эмпирических и теоретических закономерностей. Нет спору, снятие с карты «белых пятен» — первоочередная задача географии. И если на физических картах их почти не осталось, то они еще сохранились на геологических, почвенных, океанографических картах. А это значит, что сами карты становятся мощным стимулом для новых изысканий, разработки смелых научных предположений, гипотез и прогнозов. Более того, карты дают критерии значимости территориального открытия, позволяют оценить его место в системе знаний данной науки. Тому есть десятки свидетельств. Одним из результатов исследования Мирового океана стал составленный в Советском Союзе «Атлас океанов», итоги изучения Южного полярного материка отражены в «Атласе Антарктиды», исследования Луны и планет — в картах и атласах, в частности в уникальном «Атласе обратной стороны Луны», результаты познания рельефа территории нашей страны и прилегающих акваторий отражены на «Гипсометрической карте СССР» в масштабе 1:2 500 000. Таких примеров много, и все это научные географо-картографические исследования, сделанные на высоком уровне. Многие советские карты и атласы удостоены Государственных премий СССР. И конечно, при работе с картами, при изучении в школе картографических тем совершенно необходима увлекательная, занимательная подача материала. Об этом хорошо сказано у классика русской литературы Н. В. Гоголя. В интересной статье «Мысли о географии» он подчеркивал, что перед учеником постоянно «должна быть одна только карта. Ни одного географического явления не нужно объяснять, не укрепивши на месте, хотя бы это было только яркое, живописное описание. Чтобы воспитанник, внимая ему, глядел на место в своей карте и чтобы эта маленькая точка как бы раздвигалась перед ним и вместила бы в себе те картины, которые он видит в речах преподавателя. Тогда можно быть уверенным, что они останутся в памяти его вечно: и, взглянувши на скелетный очерк земли, он его вмиг наполнит красками». Немало аналогичных интересных соображений о роли карты в обучении и познании окружающего мира можно почерпнуть и у других выдающихся русских и зарубежных писателей. Н. В. Гоголь далее сказал: «Слог преподавателя должен быть увлекающий, живописный; все поразительные местоположения, великие явления природы должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы». Эта мысль великого писателя созвучна многим высказываниям географов, педагогов, методистов. Использование карт в школьном обучении должно быть увлекательным.


Это интересно:

Финансовый потенциал
Совокупный финансовый потенциал области формируют бюджетная система области, региональные внебюджетные фонды, банковско-кредитная, страховая системы и другие финансовые структуры, расположенные на территории области. Уровень налоговых изъятий в области составляет от 25% до 28% валового региональн ...

Факторы формирования ландшафтов влажных экваториальных и постоянно влажных тропических лесов
Влажные тропические леса подразделяются на первичные и вторичные. Первичный тропический лес вполне проходим, даже несмотря на большое разнообразие древесной растительности и лиан. А вот вторичные леса, расположенные по берегам рек и на местах частых пожаров, образуют труднопроходимые заросли из ха ...

Перспективы развития ТЭК. Возможные пути решения энергетических проблем
Для России с ее природно-климатическими и территориально-географическими особенностями большое значение имеют выработ­ка и реализация региональной энергетической политики. Ее основополагающим моментом является сохранение роли государства в качестве гаранта энергетической безопасности регионов стра ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.geographylab.ru