Состав района:
Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл.
Площадь: 265 т. км2;
Население: 8,5 млн. чел.
Общие особенности региона:
лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50% экономики района).
Природные ресурсы: Не очень богат.
фосфориты (50% всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40% – хвойные лесы).
Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70%); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
Основные отрасли промышленности:
Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) – пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привозном металле.
Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы.
Лесная промышленность:
Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти.
АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК – консервирование.
Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.
Транспортное хозяйство:
ж/д – 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт – 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск – Н. Новгород (нефть)),
Отрицательное сальдо торгового баланса.
Основные проблемы:
дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.
Необходимо развивать профильные отрасли хозяйства – автомобиле- и судостроение, электротехническую промышленность, химическую промышленность. Целесообразно наращивать производственные мощности черной металлургии. Нужно интенсифицировать с/х для более полного удовлетворения потребностей жителей района в продовольствии. Сформировать региональную рыночную инфраструктуру.
Особенности развития:
Ведущая отрасль хозяйства района – промышленность. В ее составе выделяется машиностроительный комплекс, определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Также развит лесопромышленный комплекс, который базируется на собственном сырье. Сельское хозяйство характеризуется многоотраслевой структурой при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Важную роль в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали. Они способствует полному использованию выгод экономико-географического положения района. Большую транспортную работу выполняют трубопроводы.
Это интересно:
Тордесильясский договор (1494)
Вскоре после прибытия Колумба из «Вест-Индии» возникла необходимость в разделении сфер влияния между Испанией и Португалией с целью избежания конфликтов. 4 мая 1493 года, через два месяца после прибытия экспедиции Колумба, католические короли получили от Александра VI буллу (Inter caetera), соглас ...
Открытие юго-восточного пути в Индию и
европейская экспансия в Африке и Азии
Экспедиции Б.Диаша и П.Ковельяну подготовили успех В. да Гамы, который в 1497–1498 совершил экспедицию из Лиссабона в Каликут и обратно, проложив морской путь из Европы в Южную Азию. Это позволило португальцам начать широкомасштабную экспансию в бассейне Индийского океана. В 1502–1503 они подчинил ...
Памятники из списка культурного наследия ЮНЕСКО
В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО во Вьетнаме значатся 6 наименований (на 2010 год). Общий список Всемирного наследия на 2010 год включает в себя 911 объектов.
Бухта Халонг (провинция Куангнинь)
Залив Халонг – это уникальная достопримечательность Вьетнама, признанная в 1994 году Между ...