Миграционный процесс – явление социально-экономического порядка, и территориальное перемещение людей неразрывно связано с ситуацией в социально-экономической сфере страны или региона. Реакция людей на ту или иную социально-экономическую ситуацию может сформировать у населения некоторые миграционные установки. Человек, являясь субъектом миграционного процесса и принимая решение относительно того или иного сценария своего социального поведения как вариант, зачастую рассматривает изменение места своего постоянного пребывания. Миграционные установки формируют определенный тип миграционного поведения потенциального мигранта, оказывая влияние на решение человека покинуть территорию постоянного проживания – добровольно или вынужденно.
В этой связи определяющим признаком, при котором миграции принимают социально-экономическую форму является объективная обусловленность субъективной оценки потенциального мигранта, т.е. причины
, по которым мигрирует тот или иной человек или группа лиц.
Одной из преобладающих движущих сил в той или иной ситуации становятся, либо цели, ради которых совершается миграционный акт, либо причины, побудившие человека на переезд. В этой связи, в зависимости от целей и причин миграций можно выделить две категории социально-экономических форм этих передвижений: добровольные и вынужденные.
Все многообразие социально-экономических форм миграций можно представить такими видами территориальных перемещений как учебная, трудовая, коммерческая (торговая), туристическая, побег из страны, поиск убежища, отъезд из неблагоприятных для жизни условий (психологических, экономических, социальных), миграции по причине насильственного выдворения, а также возвращение на родину. Практически все эти виды миграций за исключением туристической, могут нести как добровольный, так и вынужденный характер.
В концепции регулирования миграционных процессов предлагаемой Федеральной миграционной службой под понятием "вынужденная миграция" подразумевается территориальные перемещения людей, покинувших место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей, насилия или преследования, либо вследствие реальной возможности подвергнуться насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного характера." В принципе такая трактовка наиболее полно отражает реалии, с которыми сегодня столкнулось современное общество России, которая по сути дела за прошедшее десятилетие стало центром притяжения сотен и сотен тысяч переселенцев.
Гражданство и принадлежность личности к тому или иному государству является основополагающим при определении категории мигранта. Если беженец это лицо не являющееся гражданином Российской Федерации, то вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации. В дословной формулировке закона о вынужденных переселенцах – это "гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка"
Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население (в советский период были осуществлены масштабные миграционные программы по освоению северных и восточных земель, проведена урбанизация страны), устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий (в 1920-30-е годы – подъем отсталых окраин; в 1930-е и начале 1940-х годов – создание второй металлургической базы и заводов -дублеров на Урале и в Сибири; в 1950-70-е годы – ускоренное развитие восточных районов; в 1960-80-е годы – формирование крупных территориально-производственных комплексов), а также определялся правовой статус последних (к моменту создания РСФСР в 1917 году в России было 56 губерний, в 1922 году – уже 72, в 1930 число краев и областей было сведено к 13-ти, к 1991 году в Российской Федерации было 89 субъектов Федерации).
В конце 1990-х – начале 2000-х годов государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, себя фактически исчерпала, а унаследованная Россией от Советского Союза региональная организация вступила в период масштабной перестройки. Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет были:
Это интересно:
Экосистема
Территория области расположена в зоне тайги в её средней (на севере области) и южной подзонах (большая часть области). Отмечается переход от хвойных лесов к смешанным на юге области. Леса занимают 55,5% территории области. Лесные ресурсы сильно истощены. Коренные сосновые и особенно еловые леса со ...
Марко Поло
В одной из арабских сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о необыкновенных приключениях купца, которого прозвали Синдбадом-мореходом. Храбрый путешественник, он ходил в дальние страны под парусами по бурному морю, проникал в неприступные горы, сражался с гигантским змеем, видел страшную птицу ...
Природно-климатические условия Свердловской области
Свердловская область занимает в основном склоны Среднего и Северного Урала и прилегающую окраину Западно-Сибирской равнины (Зауралье). Ее территория напоминает огромный треугольник, северная точка которого лежит на широте Петрозаводска, южная – на широте Москвы. Протяженность области по меридиану ...