По данным Алтайского краевого комитета государственной статистики начиная с 1990 года на Алтай из сопредельного государства прибыло свыше 170 тысяч человек, в противоположном направлении выбыло 45 тысяч. Ежегодно в регионе оседает от 7 до 11% иммигрантов из Казахстана в Россию. Примерно такой же является и доля жителей Алтайского края среди российских эмигрантов в соседнюю страну. Однако официальные данные существенным образом расходятся с фактическими. По мнению экспертов, соотношение незарегистрированной и зарегистрированной миграции в крае составляет 3:2, и Казахстан является основным государством выхода также и незарегистрированных переселенцев.
Динамика валовой миграции характеризовалась крайней неустойчивостью. За десять с небольшим лет периоды ее роста и периоды снижения четырежды сменяли друг друга. При этом траектории изменения числа прибывших и числа выбывших до 1998 года в основном не совпадали. В последующие годы преобладающей стала тенденция сокращения не только миграционного оттока, но и притока, обусловленная тремя причинами: во-первых, ухудшением социально-экономической ситуации в регионе в результате финансового кризиса 1998 года; во-вторых, частичным исчерпыванием миграционного потенциала соседнего государства; и, в-третьих, усилившимся тяготением иммигрантов из Казахстана в Кемеровскую и Новосибирскую области - в регионы с более высоким уровнем жизни. Размах вариации валовой миграции составил 11,8 тыс. человек. Коэффициент вариации, характеризующий относительную меру колеблемости рассматриваемого показателя, - 21,4 %.
Динамика чистой миграции также не отличалась стабильностью, ее величина в рассматриваемый период изменялась от 3,5 до 16,5 тыс. человек и в среднегодовом исчислении составила 10,4 тыс.
В настоящее время пограничные миграции слабо управляемы, что обусловлено либерализацией общественной жизни и заменой института прописки регистрацией граждан, появлением новых видов и распространением латентных форм миграции, необустроенностью государственной границы. По оценкам экспертов, современная миграционная политика в регионе носит излишне центристский и декларативный характер и отличается неоправданно зауженными целями и объектом регулирования; дисперсной законодательной базой; ограниченностью ресурсов, набора методов и рычагов управленческих воздействий; отсутствием адекватных современным условиям механизмов и технологий регулирования; слабой связью с другими составляющими региональной социально-экономической политики. Все это в равной мере относится и к управлению пограничными миграционными процессами. Однако стремление придать миграциям более организованный характер не должно мешать свободе передвижения граждан и соблюдению их прав.
Стратегически Россия заинтересована как в увеличении своего человеческого потенциала за счет мигрантов из новых независимых государств, так и в сохранении "полосы безопасности", заселенной людьми, имеющими общие с ней историю, культуру, язык, в ближнем зарубежье. Реализация первого направления предполагает создание условий для успешной адаптации переселенцев и прежде всего в местах их желательного размещения.
Достижению второй цели будет способствовать повышение привлекательности жизни этнических россиян в бывших союзных республиках через непосредственное субсидирование повышения уровня жизни тех, кто остается там жить, финансовую поддержку желающих заниматься собственным делом, создание совместных предприятий, обучение на льготных условиях в России, субсидируемый туризм и т.п.[11.c.112]
Миграционные процессы, характерные для современной России, стали не менее актуальными и для Алтайского края, привлекательность которого во многом обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями, развитой инфраструктурой, близостью к месту прежнего проживания переселенцев, относительной стабильностью политической и экономической ситуации. В структуре территориальных перемещений населения Алтая традиционно первое место занимает внутрикраевая миграция, на втором месте находится межобластная, далее - миграция со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Масштабы, направления и результаты внутрикраевого перераспределения населения во многом определялись социально-экономическими факторами. Города и административные районы края отличаются друг от друга природно-климатическими условиями, уровнем социально-экономического развития, возможностями в обеспечении населения рабочими местами и социальными услугами. В силу этого характер, направления, объемы и результативность миграций в отдельных территориальных образованиях имеют свою специфику.
Внутрикраевая миграция охватывает значительную часть населения края, ее доля в общем объеме миграционных потоков на Алтае одна из самых высоких на территории Западной Сибири и равна 54%. На формирование внутренних краевых миграционных потоков более существенное влияние оказывает миграции сельских жителей по сравнению с территориальной мобильностью горожан.
Это интересно:
Особо охраняемые природные территории и памятники природы; необычные
явления природы и стихийные бедствия
Природно-заповедный фонд Камчатской области (включая Корякский автономный округ. — Прим. ред.) состоит из природных заповедников, природных заказников, памятников природы; в настоящее время (1994 г. — Прим. ред.) ведется проектирование двух национальных природных парков: Южно-Камчатского и Быстрин ...
Свойства минералов и горных пород
Как известно, минералы и горные породы обладают физическими и химическими свойствами. Но порой в этих веществах человек наблюдает удивительные способности. Оказывается, что минералы могут менять свой возраст. На самом деле в этом нет ничего сверхъестественного. Эти процессы происходят из-за тех ил ...
Суммарное количество фитомассы
Фитомасса и ее продукция уже давно являются предметом специальных исследований экологов, биогеоценологов и геоботаников: Этому вопросу посвящена обширная литература, из которой в первую очередь надо отметить обстоятельные сводки Л. Е. Родина и Н. И. Базилевич, Н. И. Базилевич, О. С. Гребенщикова, ...